Проектирование в AutoCAD 2005



Редактирование трехмерных объектов


Поворот вокруг оси


В двумерном пространстве команда ROTATE производит поворот объекта вокруг указанной точки; при этом направление поворота определяется текущей ПСК. При работе в трехмерном пространстве поворот производится вокруг оси.
Ось может определяться следующими способами: указанием двух точек, объекта, одной из осей координат (X, Y или Z) или текущего направления взгляда. Для поворота трехмерных объектов можно использовать как команду ROTATE, так и ее трехмерный аналог — ROTATE 3D.
Команда ROTATE 3D, осуществляющая поворот объектов в трехмерном пространстве вокруг заданной оси, вызывается из падающего меню Modify > 3D Operation > Rotate 3D.
Запросы команды ROTATE3D:
Current positive angle: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0— текущие установки отсчета углов
Select objects : — выбрать объекты
Select objects : — нажать клавишу Enter по окончании выбора объектов
Specify first point on axis or define axis by
[Object/Last/View/Xaxis/Yaxis/Zaxis/2points]: — указать первую точку оси
Specify second point on axis :— указать вторую точку оси
Specify rotation angle or [Reference] :— указать угол поворота
Ключи команды ROTATE 3D:

  •  Object — поворот вокруг выбранного объекта. Такими объектами могут быть отрезок, окружность, дуга или сегмент двумерной полилинии;
  •  Last — поворот вокруг оси, использовавшейся в предыдущей команде поворота;
  •  View — поворот вокруг оси, выровненной вдоль направления вида текущего видового экрана и проходящей через заданную точку;
  •  Xaxis, Yaxis, Zaxis — поворот вокруг оси, выровненной соответственно вдоль направления осей X, Y,Zn проходящей через заданную точку;
  • 2point — поворот вокруг оси, проходящей через две заданные точки.


Зеркальное отображение относительно плоскости


Команда MIRROR3D, осуществляющая зеркальное отображение объектов относительно заданной плоскости, вызывается из падающего меню Modify > 3D Operation > Mirror 3D.
Запросы команды MIRROR3D:
Select objects : — выбрать объекты
Select objects: — нажать клавишу Enter по окончании выбора объектов
Specify first point of mirror plane (3 points) or [Object/Last/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: —указать первую точку плоскости отражения (3 точки)
Specify second point on mirror plane:—указать вторую точку плоскости отражения
Specify third point on mirror plane: — указать третью точку плоскости отражения
Delete source objects? [Yes/No] <N>:— сохранить или удалить исходные объекты
Ключи команды MIRROR3D:

  •  Object — отображение относительно выбранного плоского объекта: отрезка, окружности, дуги или сегмента двумерной полилинии;
  •  Last — отображение относительно плоскости, использовавшейся в предыдущей команде отображения;
  •  Zaxis — отображение относительно плоскости, заданной двумя точками, первая из которых лежит на плоскости, а вторая определяет вектор нормали к плоскости;
  •  View — плоскость отражения ориентируется согласно плоскости взгляда текущего видового экрана, проходящей через указанную точку;
  •  XY, YZ, ZX — плоскость отражения ориентируется вдоль одной из стандартных плоскостей (XY, YZ или ZX), проходящей через указанную точку;
  •  3point — отображение относительно плоскости, проходящей через три заданные точки.


Плоскость отображения может представлять собой:

  •  плоскость построения двумерного объекта;
  •  плоскость, параллельную одной из плоскостей координат (XY, YZ или XZ) текущей ПСК и проходящую через заданную точку;
  •  плоскость, определяемую тремя указанными точками.


Размножение трехмерным массивом


Команда 3DARRAY позволяет создавать прямоугольный и круговой массивы объектов в трехмерном пространстве. Отличие от аналогичной команды, применяемой в двухмерном моделировании, состоит в том, что при создании прямоугольного массива объектов кроме количества столбцов и строк запрашивается (задается вдоль направления оси Z) количество уровней, а при создании кругового массива вместо центра вращения используется ось вращения, начальная и конечная точки которой следует указать в ответ на запросы. Команда 3DARRAY вызывается из падающего меню Modify > 3D Operation > 3D Array. Запросы команды 3DARRAY:
Select objects:— выбрать объекты
Select objects:— нажать клавишу Еnter по окончании выбора объектов
Enter the type of array [Rectangular/Polar] <R>: — указать тип массива
Enter the number of rows (----) <1>: — указать количество рядов массива
Enter the number of columns (|||) <1>: — указать количество столбцов массива
Enter the number of levels (...) <1>: — указать количество уровней массива
Specify the distance between rows (----): — указать расстояние между рядами
Specify the distance between columns (| |): — указать расстояние между столбцами
Specify the distance between levels (...): — указать расстояние между уровнями
Для формирования кругового массива следует выбрать ключ Polar. При этом команда выдает следующие запросы:
Select objects : —выбрать объекты
Select objects : — нажать клавишу Enter по окончании выбора объектов
Enter the type of array [Rectangular/Polar] <R>: R —выбрать круговой тип массива
Enter the number of items in the array: — указать количество элементов массива
Specify the angle to fill (+=ccw, -=cw) <360>: — определить угол заполнения
Rotate arrayed objects? [Yes/No] <Y>: — указать, следует ли поворачивать объекты массива
Specify center point of array: — указать первую точку оси вращения
Specify second point on axis of rotation: — указать вторую точку оси вращения

Обрезка и удлинение трехмерных объектов


Любой трехмерный объект можно обрезать либо удлинить до другого объекта независимо от того, лежат ли они оба в одной плоскости и каким кромкам параллельны: режущим или граничным. Чтобы произвести обрезку (удлинение), с помощью системных переменных PROJMODE и EXTEDGE следует выбрать одну из трех проекций: плоскость XY текущей ПСК, плоскость текущего вида или реальное трехмерное пространство.
Чтобы данные операции были выполнены успешно, объекты должны пересекаться с граничными кромками в пространстве, иначе в результате обрезки (удлинения) с проецированием на плоскость XY текущей ПСК новые границы объектов могут не соответствовать указанным кромкам в пространстве.
При вызове команд TRIM и EXTEND, первая из которых выполняет обрезку части объекта по заданной границе, а вторая осуществляет вытягивание до границы в трехмерном пространстве, используется ключ Project, который определяет режим отсечения/вытягивания.

Сопряжение трехмерных объектов


В AutoCAD можно сопрягать любые объекты, расположенные в одной плоскости и имеющие направления выдавливания, не параллельные оси Z текущей ПСК. Направление выдавливания сопрягающей трехмерной дуги определяется следующим образом:

  •  если объекты расположены в одной плоскости и имеют одно направление выдавливания, перпендикулярное ей, сопрягающая дуга лежит в той же плоскости и имеет то же направление выдавливания;
  •  если объекты расположены в одной плоскости, но имеют противоположные или вообще различные направления выдавливания, сопрягающая дуга располагается в этой же плоскости. Направление ее выдавливания перпендикулярно плоскости построения объектов; из двух перпендикуляров выбирается ближайший к оси Z текущей ПСК.


Предположим, например, что в одной плоскости трехмерного пространства находятся две дуги — А и В. Векторы направления выдавливания дуг противоположны: (0, 0,5, 0,8) и (0, -0,5, -0,8) относительно текущей ПСК. Тогда для сопрягающей дуги будет принято направление выдавливания (0,0.5,0.8).