Проектирование в AutoCAD 2005



Построение каркасных моделей


Каркасная модель представляет собой скелетное описание трехмерного объекта. Она не имеет граней и состоит только из точек, отрезков и кривых, описывающих ребра объекта. AutoCAD дает возможность создавать каркасные модели путем размещения плоских объектов в любом месте трехмерного пространства. Имеется несколько способов такого размещения:

  •  ввод значений трехмерных точек (с координатами х, у и z) в ходе построения объекта;
  •  указание плоскости построений (то есть плоскости XY) для рисования двумерного объекта путем установки пользовательской системы координат;
  •  перемещение и определение пространственной ориентации созданного ранее плоского объекта.


Кроме того, AutoCAD позволяет непосредственно строить некоторые виды трехмерных объектов типа каркасных моделей, например трехмерные полилинии и сплайны.
Поскольку каждый объект, составляющий такую модель, должен рисоваться и размещаться независимо от других, моделирование часто занимает очень много времени.
Ниже описаны трехмерные примитивы, используемые в каркасных моделях.

Точка


Команда POINT, формирующая примитив «точка», вызывается из падающего меню Draw > Point или щелчком мыши по пиктограмме Point на панели инструментов Draw. Трехмерная точка задается тремя координатами х, у, z.
Запросы команды POINT:
Current point modes: PDMODE=0 PDSIZE=0.0000 — текущие режимы точек
Specify a point:—указать точку
Для указания точек в рисунке AutoCAD использует фиксированную декэртову систему координат (рис. 9.1).
Ось X определяет расстояния по горизонтали, ось 7— по вертикали, ось Z проходит под прямым углом к плоскости, образованной осями X и У (то есть плоскости XY). Началом трехмерной системы координат считается точка с координатами (0,0,0).



Рис. 9.1. Фиксированная декартова система координат

Чтобы получить проекции точки на плоскостях проекций XY, XZ, YZ, достаточно приравнять к нулю одну из координат. Например, для получения проекции точки в плоскости XY нужно приравнять к нулю координату Z.

Отрезок


Команда LINE, формирующая отрезок, вызывается из падающего меню Draw > Line или щелчком мыши по пиктограмме Line на панели инструментов Draw.
Запросы команды LINE:
Specify first point:—указать первую точку
Specify next point or [ Undo ]:— указать следующую точку
Specify next point or [Undo] :— указать следующую точку
Specify next point or [Close/Undo] :— указать следующую точку
При выполнении этой команды необходимо указать оба конца отрезка, введя их трехмерные координаты X, У, Z.
В момент перемещения к каждой следующей точке за перекрестьем тянется «резиновая нить», которая помогает отслеживать положение каждого следующего сегмента ломаной линии.

Трехмерные полилинии


Команда 3DPOLY, формирующая трехмерные полилинии, состоящие только из прямолинейных сегментов, вызывается из падающего меню Draw > 3D Polyline.
Запросы команды 3DPOLY:
Specify start point of polyline: — указать начальную точку
Specify endpoint of line or [Undo] : — указать конечную точку сегмента
Specify endpoint of line or [ Undo ]:— указать конечную точку сегмента
Specify endpoint of line or [Close/Undo] :— указать конечную точку сегмента
Ответом по умолчанию является точка. Далее можно ввести сколько угодно новых точек. Для отрисовки замыкающего сегмента, направленного к первой точке, необходимо ввести ключ Close или просто С, а для удаления последнего введенного сегмента и продолжения построения от предыдущей точки — Undo или и. Нажатие клавиши Enter завершает отрисовку трехмерной полилинии в последней введенной точке. Трехмерные полилинии можно редактировать с помощью команды PEDIT, а если требуется, выполнить трехмерное сглаживание вершин такой полилинии В-сплайном.